Клеопатра. Последняя Из Птолемеев :: Грант Майкл
Страница:
77 из 281
Дошлидо нас, правда, портреты ее на монетах того времени, хотя и здесь были споры о том, верно ли она изображена. По некоторым из них, по-видимому, действительно можно судить о ее внешности (по таким, например, как александрийские монеты 47 – 46 гг. до н.э.).
Александрийские портреты выдержаны в греческом стиле. Голову царицы венчает металлическая диадема, похожая на те, которые, насколько можно заключить по сохранившимся изображениям, носили и прежде египетские цари и царицы, – сделанные по образцу диадемы Александра Великого (последняя, в свою очередь, считалась подобной диадеме Дионисия; об этом писал Диодор. Судя по этим портретам, у Клеопатры был большой рот и длинный нос (черта, унаследованная от отца). Голова Клеопатры была искусно завита, согласно эллинистической моде; волосы собраны были на затылке в пучок. Подобная прическа также была у прежних цариц Египта, таких, как Арсиноя III. Впрочем, нельзя исключить, что она носила парик. Ношение париков в то время применялось уже давно, и сохранился позднейший памфлет, превозносящий соперницу Клеопатры, Октавию, где подчеркивается, что у последней – настоящие волосы.
Искусство косметики было развито в Египте издревле, и Клеопатра, конечно, не была чужда этой национальной традиции, хотя сама и не была египтянкой. Сурьмой и ламповой сажей пользовались для подкрашивания бровей и ресниц, охрой красили губы, а ногти, подошвы ног и ладони красили хной.
|< Пред. 75 76 77 78 79 След. >|