На деревню дедушке (В мире эстетики) :: Лифшиц Михаил
Страница:
15 из 114
И вот, милый дедушка, когда я читаю на страницах зарубежных журналов, самых прогрессивных, конечно, что необходимо нашу картину мира по-своему видеть, а то останешься немытым догматиком, то я смеюсь, потому что все это нам давно известно и всегда большое и слишком большое применение имело. Разумеется, в подобном взгляде бывают, разные оттенки. Иногда, например, самое произвольное "видение" называется "отражением действительности". Вспомните прежние времена, когда повседневная жизнь в колхозе "Луч" отражалась на экране в виде длинного ряда пиров, да еще каких!
Кругом ходил златой бокал.
Огромный стол трещал от брашен.
Тоже и в романах много всякого "видения" прибавляли.
Некоторые, однако, считают, что в те времена было еще слишком много отражения жизни и вообще реализм во всем виноват - надо его ограничить, и пусть теперь видение вполне свободно играет. Самые крайние новаторы думают, что если у женщины на картине один нос - это есть рабство перед действительностью, а если два, то перед нами уже первая степень свободы. Более осторожные находят, что два носа для одной женщины пока еще роскошь, достаточно одного, но если его немного набок поставить, то догматизму будет нанесен большой удар.
А главное, Константин Макарыч, я уже вам докладывал - мы теперь часто вспоминаем уроки жизни. И так во всем мире - все рвутся из наших уроков свои выводы делать. Ну что же, делайте! Но с выводами, дедушка, не так просто, даже иногда бывает затмение, как в лесу: ходишь-ходишь, да на то же самое место и выйдешь. Вроде опять та же осина и мхом поросло.
Вот, например, западные социалисты, ну, правые, или как их теперь называют. Во второй половине пятидесятых годов все они свои программы заменили и весь тон, значит и музыку.
|< Пред. 13 14 15 16 17 След. >|