На деревню дедушке (В мире эстетики) :: Лифшиц Михаил
Страница:
41 из 114
Мы даже обязаны искать эту кривизну как особую форму человеческой активности в мире, и она представляет главную ценность нашей духовной жизни.
Можно при этом, вместе с так называемой вульгарной социологией, или фрейдизмом, или другой подобной теорией, видеть в субъекте продукт независимых от него сил - не важно и не существенно. Важно только, что это слепой продукт. Сознание здесь нейтрально по отношению к истине, невменяемо, лишено своего главного признака - сознательности. Люди создают разные типы видения, одинаково истинные и одинаково ложные, - ну, просто разные, как бы сны наяву, галлюцинации, личные и социальные мифы. Сравнивать их между собой нельзя, ибо отсутствует мерило сравнения, общая почва - отражение реального мира.
В этом совершенно сходятся самые грубые социологи и самые тонкие модернисты. Потому что суть дела одна и та же - отрицание сознательности сознания. Не в данном отдельном случае, не в рамках исторических условий, а принципиально, понимаете? Вот, например, сторонники теории "реализма без берегов" пишут, что перспектива есть буржуазное изобретение, отвечающее видению этого класса в пору его борьбы за власть, ну, а теперь "мы все это переменили", как говорит один персонаж у Мольера, и мир будет выглядеть наоборот.
С этой точки зрения, все способы видения более или менее равноценны, все они зависят от нашей социальной воли - одним словом, мы видим то, что нам хочется видеть, что нам удобно, выгодно и полезно.
|< Пред. 39 40 41 42 43 След. >|