На деревню дедушке (В мире эстетики) :: Лифшиц Михаил
Страница:
62 из 114
Разве эта индивидуальность не интересует тебя в художественном произведении?
Вместо ответа мой собеседник прочел мне стихотворение Пушкина "Если жизнь тебя обманет..."
- Вот тысячу раз читаю эти строки - и все мне кажется, что это я сам сказал, а не другой человек, пусть очень своеобразный, с которым мне интересно было познакомиться. Интерес к чужому своеобразию у меня есть, но похоже на то, что этот интерес не задевает самое важное в искусстве. Насчет "призмы" я сейчас толковать не буду, тут вопрос более сложный, чем может показаться с первого взгляда. Но даже если признать, что "призма" есть, то она возникает помимо нашего желания и нам о ней беспокоиться нечего. Сильная индивидуальность идет прямо к цели, и получается оригинально, а слабая дрожит за свою "призму" и старается ее культивировать, но выходит манерность. Если же бывает такой парадокс, что на почве культа собственной призмы" возникает что-то значительное, то и здесь решающее слово за историческим содержанием, ибо оно временами такие кривые выписывает, что заранее угадать нельзя. И все же во всяком деле конкретные осложнения не могут остановить действие основного принципа.
Итак, на твой вопрос, интересует ли меня индивидуальность художника в его произведении, я отвечу: смотря какая индивидуальность! Если она наполнена действительным, важным для всех содержанием, я готов перед ней на колени стать, ну, а если внутри труха, что тогда? Ясно что дело здесь не в отдельном лице, а в той полноте, которая действует, как электрический заряд. Она-то и создает настоящую индивидуальность, способную подняться над уровнем статистически средней величины.
|< Пред. 60 61 62 63 64 След. >|