Нефертити и Эхнатон   ::   Жак Кристиан

Страница: 12 из 312

Отношение к Амону в послеамарнский период хорошо выражено в следующем гимне:

Каждый говорит: «Мы принадлежим тебе!»– сильные и слабые вместе,

богатые и бедные, как одни уста,

все одновременно…

Каждый обращаетсяк тебе, чтобы высказать свою мольбу,

твои уши открыты, дабы ты мог услышать их и исполнить их желания. [14]

А что же фараоны? Отвергнув радикализм Эхнатона, они все же пытались сохранить ту часть его учения, которая фактически ставила фараона на место «личного бога» человека. Отчасти им это удавалось. Крупные вельможи, которых цари осыпали благодеяниями, выражались о своих повелителях так:

Свет, благодаря видению которого живут;

Жизненная сила (или: пропитание – ка ) каждого;

Мой бог, создавший меня и постоянно созидающий меня

(наместник Нубии Инени о Сети I).

Он – Хнум (то есть Творец) людей,

Укрепляющий сироту, направляющий беспомощного…

Нил человечества,

Свет для того, кто помещает его в свое сердце

(везир Пасер о Сети I или Рамсесе II).

Но так продолжалось только до тех пор, пока фараоны обладали реальной властью (до конца XIX династии). В Поздний период (в правление ливийских династий: середина 10-го – 1-я половина 8 в. до н. э.) наследник престола царевич Осоркон (9 в. до н. э.) еще называет себя: «любящая сердцем мать (!), дающая хлеб голодному и одевающая нагого, приходящая на зов страждущего…».

|< Пред. 10 11 12 13 14 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]