Страница:
273 из 312
Обратившись к сфере символики, мы сможем прояснить картину в гораздо большей мере. Если Эхнатон и Сменхкара были соправителями в политическом плане, то в плане религиозном они должны были образовывать чету, в которой старший фараон воплощал бы мужское начало, а младший – женское. Сменхкара действительно носил эпитет «любимый Эхнатоном», а чтобы ситуация стала еще более понятной для всех, присоединил к своему имени одно из имен Нефертити, то есть принял на себя символическую роль покойной царицы. Это имя – Нефер-неферу-Атон, «Совершенно совершенство Атона»; обычно в надписях оно предшествовало имени Нефертити.
Джулия Сэмсон на основании только что упомянутой детали и некоторых других защищает крайнюю точку зрения, согласно которой Сменхкара никогда не существовал. Его образ в ученых сочинениях – следствие неправильной интерпретации источников, ошибок, переходивших из одной книги в другую. Вам нужен пример? Пожалуйста. Описывая каменный блок, найденный в Мемфисе в 1854 году, Николсон говорит об изображенных на нем двух персонажах, не поддающихся идентификации, «которые поклоняются Диску». На самом деле, на блоке нет ни Диска, ни лучей, ни упоминания Атона, то есть формальные доказательства в пользу его датировки амарнским периодом отсутствуют. И, тем не менее, в 1928 году Ньюберри, вслед за Борхардом, идентифицирует эти две фигуры как «Эхнатона» и «Сменхкара». И потом такая идентификация принимается всеми как окончательная истина.
|< Пред. 271 272 273 274 275 След. >|