Страница:
30 из 89
Вот эта "луна", второе я, живет и продолжает по законам смерти естественный внутренний путь; та оболочка,-которою когда-то обволакивалась Прекрасная Дама, ставшая Незнакомкой, Проституткой,-с одной стороны скрывает всякую русскую женщину, а с другой стороны становится очень страшным лицом, лицом противообраза Прекрасной Дамы (образ равен противообразу, о котором Александр Александрович говорит:-"Есть в напевах твоих сокровенных роковая о гибели весть, есть проклятье заветов священных, поругание счастия есть!.." А затем:-"И коварнее северной ночи, и хмельней золотого Аи, и любови цыганской короче были страшные ласки твои",-страшные потому, что видеть это разложение прежнего образа значит отразиться в противообразе. Это опять событие внутренней жизни, совершенно закономерное; и поэт-обречен; чему?-"Я обречен в далеком мраке спальной, где спит она и дышит горячо, склонясь над ней влюбленно и печально, вонзить свой перстень в белое плечо". А она отвечает тем, что заставляет его воскликнуть:-"Так вонзай же, мой ангел вчерашний, в сердце острый французский каблук!"
Этот "удар в сердце" вызывает такое сопоставление: в мистике утверждается, что подхождение к какому-нибудь порогу, рубежу, за которым идет новый этап сознания, всегда сопровождается чувством затруднения, как будто на пороге стоит Страж. Подходы к порогам внутренней жизни бывают неоднократны. Первый подход имеет вид встречи с Ангелом и прикосновения к смерти; второй подход имеет вид встречи со Львом. Помните рассказ Федора Сологуба, в котором некий Лев взламывает ударом лапы стену и вонзает когти в сердце подошедшего к опасному рубежу. Этот Лев-есть образ женский, и второе испытание состоит в способности перенести-удар Льва в сердце.
|< Пред. 28 29 30 31 32 След. >|