Письма о русской поэзии   ::   Амелин Григорий

Страница: 27 из 103

Одно из самых прекрасных метафорических построений Хлебникова, лукавое своей прелестью и тайнозамкненностью образа, передает живописный портрет с мощными ветвями рогов – короля-оленя:

Ты же, чей разум стекал

Как седой водопад

На пастушеский быт первой древности,

Кого числам внимал очарованный гад

И послушно плясал

И покорно скакал

В кольцах ревности,

И змея плененного пляска и корчи,

И кольца и свист и шипение,

Кого заставляли все зорче и зорче

Шиповники солнц понимать, точно пение,[26]

Кто череп, рожденный отцом,

Буравчиком надменно продырявил

И в скважину спокойно вставил

Душистую ветку Млечного Пути,

В жемчужинах синей росы;

В чьем черепе, точно стакане,

Жила Россистая ветка Млечного Пути,

О колос созвездий, где с небом на ты,

А звезды несут покорные дани,

Крылатый, лети!

Я, носящий весь земной шар

На мизинце правой руки,

Тебе говорю: Ты!

Так я кричу,

И на моем каменеющем крике

Ворон священный и дикий

Совьет гнездо и вырастут ворона дети,

А на руке, протянутой к звездам,

Проползет улитка столетий

[27].

Автор, беседующий с небом на ты, постепенно вырастает и становится вровень с портретом великой персоны с оленьими ветвями звездных распутий, предстает его зеркальным отражением, авторизует богоподобные черты. Только к кому обращен этот хвалебный гимн, завершающийся эпитафией и памятником себе, что возносится выше главою непокорной грандиозного горациево-державински-пушкинского столпа? С кем поэт становится вровень? Кто побеждает змея-искусителя? Подобно кому поэт создает свои числовые цепочки-змеи, становится прозорливцем-колоссом, прорастает колосьями поля небес? Ведь это гимн не Христу-Богочеловеку, а его земной ипостаси – просто Человеку разумному, Homo sapiens, мирному Лицу – изобретателю, ученому и строителю.

|< Пред. 25 26 27 28 29 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]