Письма о русской поэзии   ::   Амелин Григорий

Страница: 75 из 103

Крепко стоящий на фундаменте маяк и одинокая, сияющая в небе звезда – символы этихпоэтических миров.

Вступая в поэтическое состязание с Маяковским, Хлебников производит своеобразный «обмен постаментами». «Маяк» переносится на корму корабля, приравниваясь к зыбким и пляшущим огням святого Эльма, а путеводная звезда Хлебникова неподвижно крепится на вечном небосводе:

Я для вас звезда ‹…›

Я далек и велик и неподвижен ‹…›

Не ошибайтесь в дороге,

Убегая от света звезды вдалеке ‹…›

Не хохочите, что я

Озаряю мертвую глупость

Слабей маяка на шаткой корме вашего судна.

Я слаб и тускл, но я неподвижен,

Он же опишет за вами

И с вами кривую крушения судна.

Он будет падать кривою жара больного и с вами на дно.

Он ваш, он с вами, – я ж божий.

Пусть моя тускла заря ‹…›

Но я неподвижен! я вечен.

(V, 109-110)

Таково Евангелие от Хлебникова, его кормчая звезда. Помрачение этого кормчего света литературным скандалом мучило и Хлебникова и Митурича. «Открытое письмо» Маяковскому, склока Митурича, подхваченная и опубликованная сначала поэтами-«ничевоками» в брошюре под названием «Собачий ящик», а затем поэтом Альвэком, -- составляющие тех «подлых превращений» о которых писал Мандельштам: «Скандалом называется бес, открытый русской прозой или самой русской жизнью в сороковых, что ли, годах. Это не катастрофа, но обезьяна ее, подлое превращение, когда на плечах у человека вырастает собачья голова.

|< Пред. 73 74 75 76 77 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]