Страница:
416 из 469
(Впрочем, может, в этом-то и заключается суть гениальности? В пересечении времени, личности и пространства?)
Но если бы в промозглый осенний вечер далекого 1912 года штаб-трубач 7-го запасного кавалерийского полка Василий Агапкин не разругался бы вдрызг со своею женой; если бы, не уединился он в другой комнате, снедаемый тоской, не сел бы за пианино – Россия никогда не узнала бы марша, ставшего одним из ее национальных символов.
Этот марш называется «Прощание славянки»…
Трудно отыскать в стране человека, который никогда не слышал бы этой мелодии. Кажется, она существовала всегда.
Маршей в России много, но «Прощание славянки» занимает в нашем сознании совершенно особое место. В нем слилось воедино то, что слиться, казалось, никак не может: бравурный пафос развернутых знамен; чеканный шаг колонн по брусчатке; заиндевевшие пальцы, намертво сжимающие сталь.
И – хруст похоронки. Вокзальная толчея. Щемящая обреченность разлуки…
Мажорно-призывная грусть «славянки» – не в этом ли и кроется суть русской души: такой загадочной и непонятной?
И недаром перед смертью своей великий Бродский просил сделать «славянку» российским гимном.
Высокий, немолодой уже человек, грузно опираясь на палку, бредет по Москве. Рядом, спущенная с поводка, бежит лохматая дворняжка Пудик: единственное преданное ему существо, в ком уверен он до конца.
Спешат навстречу прохожие, но он словно не замечает людской толчеи. Мыслями он далеко сейчас от московской осени, от гула Садового кольца.
Знакомым, каждодневным маршрутом поворачивает он в Каретный.
|< Пред. 414 415 416 417 418 След. >|