Рецензии на произведения Марины Цветаевой   ::   Цветаева Марина

Страница: 15 из 564

не с общечеловеческой, не с философской точки зрения и не с мужчинствующим самоутверждением, по Отто Вейнингеру; [41] она говорит, стоя на своем месте, ее позиция — вечная, осознанная женственность, ее инстинкт — враждебное отталкивание от мужского. Отдача, но отдача после сражения, отдача постороннему, чужому, врагу. Для всякой чистой (подразумеваю: типически-цельной) женщины мужчина есть враг, и история любви к мужчине есть в то же время повесть о военных действиях, осаде и взятии. Непременно — взятии.

В этом отношении интересно стиxотворение «В чужой лагерь». «Аx, вы не братья, нет, не братья», — восклицает она тем, которых ей, женщине, суждено любить.

Пока вы рядом — смех и шутки,

Но чуть умолкнули шаги,

Уж ваши речи странно-жутки,

И чует сердце: — вы враги.

Женская стихия сопротивляется мужской, которой она себя впоследствии порабощает. Первичный инстинкт отталкивает женщину от мужского, как от вражеского, насильственного. Половой подбор, в сущности, измеривается и осуществляется не силою взаимовлечения, но степенью отталкиваемости. Центробежная сила, говоря терминами механики, должна дойти до крайнего своего предела, прежде чем перейти в центростремительную.

Сильны во всем, надменны даже,

Меняясь вечно, те, не те, —

При ярком свете мы на страже,

Но мы бессильны — в темноте!

Нас вальс и вечер — все тревожит,

В нас вечно рвется счастья нить…

Неотвратимого не может,

Ничто не может отклонить!

Тоска по книге, вешний запах,

Оркестра пение вдали, —

И мы со вздохом в темных лапах

Сожжем, тоскуя, корабли.

|< Пред. 13 14 15 16 17 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]