Рецензии на произведения Марины Цветаевой   ::   Цветаева Марина

Страница: 496 из 564



Основной прием в построении стиха — монофонизм. Слова подбираются друг к другу не столько для того, чтобы выразить поэтическую мысль, а по признаку сходного звучания. Одни стихи построены на повторении «л» и «п», другие «ж» и «ц», «в», «р» и т. д. Стихи превращаются для читателя в какое-то утомительное словесное вязанье, смысл которого очень часто просто нельзя понять. Что, например, это значит:

…сухостями теку.

Тусклостями; ущербленных жил

Скупостями, молодых сивилл

Слепостями, головных истом

Седостями: свинцом. [612]

Или, из стихотворения «Земные приметы»:

Мой неженка! Сединой отцов:

— Сей беженки не бери под кров!

Да здравствует левогрудый ков

Немудрствующих концов! [613]

Почему «левогрудый ков» вызвал у поэта такое радостное предпочтение перед «правогрудым» и что вообще значит этот самый загадочный «левогрудый ков» — понять без специальных авторских инструкций для читателя очевидно невозможно. Да и стоит ли? Усилия, требующиеся от читателя, чтобы проникнуть в смысл по крайней мере трех четвертей произведений в книге, — вряд ли будут вознаграждены. Разобравшись наконец в словесных хитросплетениях «немудрствующих концов», читатель убедится, что за ними чаще всего стоят сущие пустяки, пустота мыслей и чувств (как в стихотворении «Наклон» и многих ему подобных):

Свистки рассыпающихся в прах

Риз, сквозных как сети.

|< Пред. 494 495 496 497 498 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]