Страница:
281 из 350
«Шримад-Бхагаватам». 3.27.18).
Буддхи проявляется в каждом живом существе как способность различать формы в области восприятия и как чувство направления. Ум (манах) сообщает форме и направлению эмоциональную ценность (приятное, неприятное и т. д.). Ложное эго ( аханкара ) заявляет права на область восприятия («Это мое» и т. д.). Как объясняет «Бхагавад-гита», интеллект, будучи изначально духовным, может подняться над требованиями ума и ложного эго с помощью буддхи-йоги .
В «Шримад-Бхагаватам» (7.14.38) Нарада Муни говорит махарадже Юдхиштхире: «О царь Юдхиштхира, Свердуша, пребывающая в теле каждого, наделяет индивидуальную душу интеллектом соответственно ее (индивидуальной души) способности понимать, потому что Сверхдуша – господин тела. Сверхдуша проявляется в индивидуальной душе согласно степени развития знания, аскетизма, раскаяния и так далее».
Поскольку Сверхдуша наделяет все живые существа буддхи в соответствии с их знанием и аскетизмом, то когда живое существо полностью предается Кришне, оно получает чистый интеллект. Полная преданность Кришне означает также преданность духовному учителю, достигаемую отказом от эмоциональных ценностей, порожденных умом и требований, связанных с ложным эго.
Когда изначальный интеллект находится под покровом невежества, он носит название тамаса-буддхи . Это состояние связано с началом материального существования души. В «Бхагавад-гите» (10.
|< Пред. 279 280 281 282 283 След. >|