Страница:
341 из 350
Словом шад-даршана обозначают философские системы астики (от асти, «это так»), потому что все они признают авторитет Вед, в отличие от настики, к которой относятся философские системы чарваки, буддизма и джайнизма (насти, «это не так»), не признающие Веды. Начиная с ньяи, каждая из шад-даршан в свою очередь представляет собой более разработанное и исчерпывающее толкование различных аспектов ведического знания. Ньяя устанавливает правила философского обсуждения и определяет основные темы дискуссии: физический мир, душа, Бог и освобождение. Вайшешика использует метод ньяи, или логики, для более глубокого анализа категорий материального существования, показывая, что видимая материальная форма, к которой мы все так привязаны, в конечном счете распадается на невидимые атомы. Санкхья совершенствует процесс анализа, помогая душе освободиться от власти материи. С помощью йоги в душе пробуждается внутреннее духовное видение, позволяющее ей увидеть себя вне тела. Карма-мимамса направляет душу к исполнению ведических обрядов. Веданта сосредоточивает внимание на высшей духовной цели, указанной в Упанишадах.
По утверждению «Шримад-Бхагаватам», основой этих даршан была изначальная единая духовная наука ( бхагавад-таттва-вигьяна ), которую в древности проповедовали двенадцать махаджан: Брахма, Нарада, Шива, Кумары, Капила, Ману, Прахлада, Джанака, Бхишма, Бали, Шукадева и Ямараджа.
|< Пред. 339 340 341 342 343 След. >|