Вся власть Советам !   ::   Бонч-Бруевич Михаил Дмитриевич

Страница: 366 из 484

И если в основном обязана она ими удивительным национальным свойствам русского солдата, то известную роль играла и органические пороки и изнеженность поставленного под ружье англичанина, француза я даже немца, и постоянный разлад между членами антирусской коалиции, и особенности немецкой военной доктрины, своей обстоятельностью и псевдоученостью обычно подчинявшей себе союзников.

Не случайно Л. Н. Толстой так едко высмеял хваленое военное искусство немцев, изобразив в "Войне и мире" ограниченного и самовлюблённого генерала Вейротера с его пресловутой диспозицией.

"Die erste Kolonne marschirt... die zweite Kolonne marschirt... die dritte Kolonne marschirt"{58} - самозабвенно читал на Военном совете генерал Вейротер и нисколько не интересовался тем, что в действительном сражении все может произойти совершенно иначе...

Первые же донесения с Нарвского фронта помогли мне и моим помощникам разгадать планы германского командования.

Стало ясно: немцы были по рукам и ногам связаны самыми различными неблагоприятными для них обстоятельствами{59}. Обстановка на Западе становилась все более и более грозной для них, внутри Германии все резче обозначались признаки непреодолимой усталости, да и прямой контакт с революционной Россией не сулил для кайзеровской армии ничего доброго: "бацилла пораженчества" грозила проникнуть в нее. Поэтому германское командование волей-неволей обратилось к наиболее легкой тактике "запугивания", маскируя свою растущую слабость лихими кавалерийскими наскоками. На деле же оно никакими серьезными силами на угрожающих нам направлениях уже не располагало.

|< Пред. 364 365 366 367 368 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]