Человек и его душа. Жизнь в физическом теле и астральном мире :: Иванов Ю. М.
Страница:
77 из 330
Дхарана представляет собой фиксирование ума на внешнем предмете или на внутренней точке.
Дхарана непосредственно вытекает из Пратьяхары, и овладение Дхараной возможно после овладения Пратьяхарой. Если упражняющийся сразу начинает с Дхараны без предварительной практики в Пратьяхара он столкнется с большими затруднениями; если *е он сначала овладеет Пратьяхарой, он незаметно для себя придет к Дхаране и после непродолжительного упражнения в ней, естественно, переходит на высшие ступени — Дхияну и Самадхи.
Для овладения Дхараной йога предлагает пять упражнений (соответственно пяти органам чувств). Концентрация внимания в этих упражнениях осуществляется:
1) на чувстве обоняния (кончик носа);
2) на чувстве вкуса (кончик языка);
3) на чувстве осязания (середина языка);
4) на чувстве слуха (корень языка);
5) на чувстве зрения (мягкое небо).
Очередность выполнения упражнений соответствует порядку возрастания трудности их освоения. Необязательно осваивать все пять упражнений одно за другим, достаточно довести до успешного выполнения одно из упражнений.
Первое упражнение — концентрация на чувстве обоняния (в кончике носа) выполняется следующим образом: старайтесь почувствовать кончик вашего носа. Не пробуйте ни представлять его себе, ни думать о нем; просто чувствуйте его. Через несколько секунд вы действительно начинаете чувствовать кончик носа явственнее, чем все остальное тело.
|< Пред. 75 76 77 78 79 След. >|