Детская собака - о чем речь   ::   Круковер Владимир

Страница: 59 из 66



И главное, она переживает, если нарушила ваш запрет, просит простить ее. Более того, она может сама запрещать то же своим щенкам. Но если бы в ней была только эта понятливость и послушность, боязнь наказания, мы назвали бы ее своим четвероногим рабом. А мы зовем ее другом. И помимо придуманной нами для нее этики, мы видим в хорошей собаке ее собственную мораль, во многом совпадающую с нашей. Нам нельзя бить женщину, ребенка — пес не может применять силу к щенку. Нужно выручать друга в беде — и наша собака умрет за друга. Нужно защищать своих, свой дом — так же поступает и собака. Если друг расстроен, мы чувствуем потребность видеть это, обласкать его — и наша собака наделена той же чуткостью.

Нельзя лгать, обманывать, скрывать — и собаке противен обман. Если обидим, мы извиняемся — и собака тоже. Трус презренен для нас обоих, и оба мы уважаем храбрость. И так далее, и так далее. Более того, хороший человек перед хорошей собакой чувствует себя немного виноватым: ее устои кажутся сильнее и бескомпромисснее. «Благородное животное», — говорят люди. «У сильного животного сильна и мораль», — говорит К. Лоренц.



Бывают ли идеальные владельцы?



Собака видит окружающий мир по-своему, по собачьему. Хозяин для нее — не человек, а вожак стаи. Среди любителей собак бытует несколько взаимоисключающих убеждений:

Лучшая порода — самая дорогая.

Лучшая порода — самая распространенная.

Лучшая порода — самая универсальная.

|< Пред. 57 58 59 60 61 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]