Страница:
89 из 255
Раз уж мы вспомнили о Ветхом Завете, то попытаемся осмыслить истоки известного пессимизма философов древности: "Суета сует, - сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета! И предал я сердце мое тому, чтоб исследовать и испытать мудростию все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем. Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все - суета и томление духа!"
Так рассуждал мудрый, сдержанный Екклесиаст.
Жизнелюбивого царя Соломона также не отнесешь к числу диалектиков-оптимистов: "Случайно мы рождены и после будем как небывшие: дыхание в ноздрях наших - дым, и слова - искра в Движении нашего сердца. Когда она угаснет, тело обратится в прах, и дух рассеется, как жидкий воздух".
В чем же причина столь явного пессимизма ветхозаветных мудрецов? Возможно, что ответ на этот и многие другие вопросы познания мира кроется в решении поэтапных задач, которые ставятся перед людьми Высшей Системой.
Вспомним рассуждения из первой главы об этапах развития человечества, в которых была выдвинута гипотеза нашего ветхозаветного детства. Как известно, в детстве человеку не дано разумного осмысления происходящих событий. Для этого у него нет средств - знаний и опыта. Если же духовный рост опережает рост информационного багажа, то возникают проблемы, известные из диалектики как несоответствие формы содержанию.
Екклесиаст говорит, что познание мира есть тяжелое занятие, которое дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем. Мудрый философ ошибся в малом - такого занятия Бог человечеству в эпоху Ветхого Завета не давал.
|< Пред. 87 88 89 90 91 След. >|