Страница:
429 из 444
Существа же дисгармоничные, дурно приспособленные к жизненным ус
279
ловиям,обнаружили бы явно пессимистические взгляды. Так было бы с божьей коровкой, влекомой голодом и вкусом к меду и безуспешно добивающейся его в цветах, или с насекомыми, направляемыми инстинктом к огню, обжигающими крылья и становящимися неспособными к дальнейшему существованию. Очевидно, они объявили бы, - с почти сатирической язвительностью отмечает Мечников, что мир устроен отвратительно и что ему лучше вовсе не существовать.
Эта остроумнейшая, почти памфлетная характеристика причин оптимизма и пессимизма в применении к человеку может быть сформулирована общеизвестным выражением "быт определяет сознание". Однако для человека - существа общественного эта формулировка явно не достаточна, а потому и не верна, так как не столько индивидуальный, сколько "общественный быт определяет сознание".
К какой же категории, - задает вопрос Мечников, - мы должны отнести всего более интересующий нас род человеческий? Приспособлена ли природа человека к жизненным условиям, или же она дисгармонична?
Чтобы решить эти вопросы, Мечников вновь устремляется к фактам общности организма человека и человекообразных обезьян.
В полном соответствии со своей естественно-исторической концепцией Мечников обращается прежде всего к вопросу о происхождении человека.
Этот вопрос веками занимал людей. Священные для верующих книги рисуют человека как особо стоящее творение божества.
|< Пред. 427 428 429 430 431 След. >|