Ёга. Искусство коммуникации (Издание второе, исправленное) :: Бойко Виктор Сергеевич
Страница:
128 из 667
Если человек заявляет, что его нравственная ориентация определяется стремлением к истине, немедленно возникает вопрос: а что это? Древние философы полагали что мир, в котором мы живём, ложный, от него нужно спасаться, такое спасение или освобождение (самадхи, мокша, мукти) объявлялось главной целью и венцом бытия во всех шести системах брахманизма, включая йогу.
Древнеиндийское общество подразделялось на четыре варны (цвета):
• брахманы («дважды рождённые») — священнослужители и философы;
• кшатрии — князья, воины, учёные и люди искусства;
• вайшьи — торговцы и земледельцы;
• шудры — ремесленники (плебс).
К варнам предъявлялись разные моральные требования, а их представители обладали специфическими правами и обязанностями, что в те времена было вполне оправданным.
Жизненный путь брахманов делился на четыре этапа: детство, юношество, ученичество — брахмачарья; глава семьи и хозяин дома — грихастха; отшельник, живущий в лесу — варнапрастха; странник — саньяса. Тот, кто профессионально погружался в йогу, выходил, как правило, из всех общественных и личных связей.
Итак, название первого этапа йогической этики «яма» (йама), переводится терминами обуздание, воздержание, ограничение; второго — нияма (нийама) — как соблюдение правил, поведение.
Сутры перечисляют следующие принципы ямы :
• ахимса — ненасилие, не причинение вреда;
• сатья — правдивость;
• астейя — не присвоение чужого;
• брахмачарья — воздержание;
• апариграха — непринятие даров.
|< Пред. 126 127 128 129 130 След. >|