Пранаяма. Сознательный способ дыхания. :: Гупта Ранджит Сен
Страница:
34 из 171
Возможности разума подобны лучам рассеянного света; будучи сконцентрированными, они начинают сиять. Это главное средство познания, говорит Свами Вивекананда. Он пишет, что совершенный разум способен осуществлять контроль над всеми органами. Совершенное сознание может обращаться к собственным глубинам в поисках божественного духа. При помощи рефлексии и концентрации мощи разума йог может познать, что происходит внутри него. Таким образом, пранаяма и контроль над разумом (как дыхание, так и разум являются очень тонкими и чистыми материями) создают энергетическое поле для достижения Высшего Сознания.
Полная раджа-йога, одна из четырех йоговских дисциплин, основана на философии Санкхья. Философия Санк-хья объясняет, как в нас возникает источник осознания. Как определяег Свами Вивекананда в своей книге «Раджа-йога», происхождение осознания – это воздействие посторонних объектов, передаваемое внешними чувствами (рецепторами) в соответствующие мозговые центры (ЦНС). В свою очередь, воздействие передается в мозг. Из этого пуруша (пуруша – на санскрите человек, душа. – Прим. перев.), истинный свет внутреннего бытия, наше бесстрастное «Я» (упанишада) получает конечное осознание. Следующий пуруша возвращает полученные чувства обратно, в двигательные центры, для воздействия на наше сознание. Таким образом, мы осознаем, что представляет собой тонкий сенсорный рецептор, наш разум, предназначенный для того, чтобы производить представления. Здесь мы можем вернуться к части главы 1, касающейся ЦНС (рис.
|< Пред. 32 33 34 35 36 След. >|