Славяно-горицкая борьба. Изначалие.   ::   Белов (Селидор) Александр Константинович

Страница: 33 из 189



Культ землепоклонничества и его мужская формация – скотий бог Волес прочно связаны с Древней Русью. В народном, былинном эпосе Волес воплотился в богатыре-пахаре Микуле Селяниновиче. Нелишне упомянуть и этимологию имени древнеславянского бога: ВОЛОТЬ – верхняя оконечность хлебного снопа с колосьями (Курская губерния, в Вятской губернии – охапка сена); ВОЛОТКА – верх снопа (Костромская губерния); ВОЛОТТЯ – колосья (Малороссийское); ВОЛОК – косовица валков (термин, употребляемый повсеместно и сегодня); ВОЛ – основная тягловая сила землепашцев, первое животное, одомашненное человеком специально для обработки земли; ВЕЛЕС – распрядитель (Рязанская губерния); ВОЛОКИТА – чесание льна; ВОЛЯ – ВОЛОСТЬ – ВЛАСТЬ – свободное землепользование в изначальном смысле. Таким образом, Волес – бог родины, бог землепользования, связанный с аграрными культами оседло проживающих племен. Как бог местопроживания и символ мужского детородящёго начала, Волес наделен и охранными свойствами – в основном оберегает урожай, благосостояние, скот. Поклонение Волесу-тавру обнаруживается не только в природно-климатической зоне наиболее благоприятного землепользования, но и на Севере. Так, культ Волеса был развит у фиино-угров – древнейшее его святилище располагалось на острове Валаам на Ладоге. До XX века сохранили память о языческом боге жителе деревень на речке Велесе, что затерялась среди тверских чащоб. Известно святилище быка со времен бронзового века у села Усатово, близ Одессы, и т. д.

|< Пред. 31 32 33 34 35 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]