Асгард - город богов (история открытия) :: Щербаков Владимир
Страница:
269 из 341
На вершине ясеня Иггдрасиля сидит тоже царь птиц мудрый орел (легко извинить утрату имени Сэнмурв скандинавами, ведь прошла тысяча с лишним лет со времени переселения асов, прежде чем сказания были записаны; зато у соседей асов, ванов, осталось имя царя птиц - Симаргл). Меж глаз у орла - ястреб Ведрфельнир.
Золотой век, по мнению древних иранцев, сменяется жестокой борьбой сил зла и добра, добрых и злых богов и духов. Мир погибнет. Но перед концом мира наступит страшная зима. Скандинавские источники воспроизводят эту схему и уточняют: зима будет длиться три года, ее название - Фимбульветр. Боги будут бороться с чудовищами. У иранцев это прежде всего дракон Дахака. У скандинавов - Мировой змей Ёрмунганд и Мировой волк Фенрир. Источники согласно утверждают: мир погибнет в огне. Но после гибели мира наступит его возрождение.
Иранский памятник "Авеста" неоднократно указывает на очищающую роль огня*. [* Kramers J.H. Analecta Orientalia, I. Leiden, 1954, p.348.]. Космическое и земное воплощение огня пронизывает ведическую космологию**. [** Agrawala V.S. Fire in the Rigveda // East and West, Roma. 1960, vol. 11, № 1, p. 28-32.] В Ригведе огонь именуется "стражем священного порядка" (Ригведа, VII, 3, 3).
Можно отметить много почти буквальных совпадений; между тем основу древнеиранской мифологии отделяет от записей Снорри Стурлусона более полутора тысяч лет.
Мне предстояло получить наряду с целым рядом косвенных свидетельств и непосредственные доказательства.
Прежде всего нужно было как бы проникнуть в мир древних языков и древнейших источников, ведь раньше многие слова и названия звучали иначе. Иногда было несколько вариантов географических названий.
|< Пред. 267 268 269 270 271 След. >|