Страница:
7 из 250
"Хотя в эти годы этикет еще не был установлен окончательно, французский двор совершенно порвал с традициями простоты и патриархальной приветливости, которые можно было еще наблюдать при Генрихе IV; подозрительность Людовика XIII мало-помалу изгнала их и заменила внешней пышностью, маскировавшей ничтожество этого короля.
Людовик XIV сидел за отдельным столиком, который, точно председательская кафедра, возвышался над соседними столами; столиком, сказали мы; поспешим, однако, прибавить, что этот столик был все же больше остальных. Кроме того, он был весь заставлен множеством разнообразных блюд: рыбой, дичью, мясом, фруктами, овощами и вареньями.
Портос ожидал сигнала д'Артаньяна, по которому следовало приступать к ужину, но, посмотрев на короля, он вполголоса заметил мушкетеру:
- Мне кажется, можно начинать. Его величество дает ободряющий пример. Посмотрите-ка.
- Король ест,- сказал д'Артаньян,- но в то же время разговаривает; устройтесь так, чтобы, если он случайно обратится к вам, у вас рот не был бы набит: это невежливо и некрасиво.
- Тогда лучше не ужинать,- вздохнул Портос. - Между тем, сознаюсь, я голоден. А тут все пахнет так соблазнительно и щекочет мне сразу и обоняние и аппетит.
- И не думайте, пожалуйста, не прикасаться к кушаньям,- улыбнулся д'Артаньян. - Вы оскорбите его величество. Король обыкновенно говорит, что хорошо работает тот, кто хорошо ест, и не любит, чтобы у него за столом плохо ели.
- Как же можно сидеть с пустым ртом, когда ешь? - спросил Портос.
- Да очень просто,- усмехнулся капитан мушкетеров,- нужно только проглотить все, что будет во рту, когда король неожиданно обратится к вам.
- Отлично.
|< Пред. 5 6 7 8 9 След. >|