Страница:
54 из 58
В течение почти семидесяти лет хемунису невозбранно молились в гробнице бога Мины и без особого успеха, но с тем большею страстию в речах и поступках проповедовали свою веру. У них так выходило, что она является идеальной и с точки зрения реального государственного переустройства - что может удобнее, мощнее и послушнее машины с рычагами? - и с точки зрения нравственной: нет никаких мучений, нет ни малейших угрызений, нет изнурительных сложностей типа "с одной стороны, с другой стороны..."; даже личной ответственности нет. Что бог назвал хорошим, то и всем хорошо. Что бог-фараон осудил - то в помойку. Что для бога-фараона полезно - то нравственно, а что ему неугодно - то гадость несусветная... Похоже, хемунису искренне не понимали, отчего идеал их не кажется окружающим столь уж соблазнительным. Удобно же! Легко! А Богдан, со своей стороны, не мог понять, до чего же надо дойти в сердце своем, чтоб этакого-то самому возжелать. Воистину - люди разные. И недаром Учитель сказал: "Благородный муж старается довести до полноты в человеке то, что в нем есть хорошего, и не доводить до полноты то, что в нем есть плохого. Мелкий человек старается противуположным образом"1. А ведь в одном хорошо мужество, в другом - ученость, в третьем - совестливость; в одном плохо корыстолюбие, в другом нерешительность, в третьем - болтливость...
Хемунису доводили до полноты малодушный, но, увы, естественный страх перед личной ошибкой и неудачей, присущий в той или иной степени любому, даже самому хорошему человеку.
Однако же люди - разные, и всех на один крючок не подцепишь.
|< Пред. 52 53 54 55 56 След. >|