Страница:
411 из 433
Таким образом она пролагает пути длявсей литературы.
— Соединить? — задумчиво повторил он.
— Соединить — это в то же время противопоставить. Фантастика берет рационалистическое, выходящее за пределы человеческих чувств, опыта повседневной жизни. Поэтому при столкновении с этим жестоким рационализмом науки человеческие чувства всегда оказываются перед серьезным испытанием. Отсюда берет начало единственный, по существу, конфликт всей фантастики — человек перед неведомым. И единственный, по существу, ее сюжет — история очередной человеческой попытки расширить свое “Я” на новый островок неизвестного.
— Понимаю. Изменение человека с изменением мира. А изменение мира — прибавление этих островков неизвестного — есть функция науки?
— В основном — да. Но не во всем.
— Например?
— В “Войне с саламандрами” или у Свифта нет никакой “науки”.
— Позволь, Свифт — это тоже фантастика?
— Чистейшая. В той же мере, как и лемовские “Звездные дневники”,
— Ладно, оставим это. Интереснее другое — чем это отличается от литературы “просто”? Изменяющийся человек в изменяющемся мире — это и есть литература. При чем тут фантастика? Ты случайно не потерял ее по дороге?
— Думаю, что нет. Я против определений, зауженных, как модные брюки. Что же касается отличий, то они не в существе, а в методе.
— Ты хочешь сказать — в форме?
— Нет, форма — это какая-то иная плоскость.
|< Пред. 409 410 411 412 413 След. >|