Клеарх и Гераклея   ::   Латынина Юлия

Страница: 4 из 201



"Александрия" по праву заняла одно из первых мест в той великой традиции традиции сочинений, героем которых являлась сама история; сочинений, раскинувшихся на безбрежном пространстве мировой литературы, от басен первых логографов до исландских саг, от "Троецарствия" Ло Гуаньчжуна до "Повести о доме Тайра".

Возможно ли возобновить эту традицию?

Впрочем, если древнее и средневековое повествование было историей, то и история была повествованием.

"Император Цинь Ши-Хуанди... переправлялся через реку... Лян и Цзи оба наблюдали за переправой. Цзи воскликнул: "Его можно схватить и занять его место!" Лян тотчас же зажал ему рот и сказал: "Не болтай чепухи, не то казнят весь наш род". Но с той поры Лян стал ценить Цзи".

Эти строки Сыма Цяня врезаются в память гораздо лучше, нежели рассуждения современного историка: "...тяготы циньского правления... дальнейшее ухудшение положения масс... растущее недовольство феодалов..."

Чем отличается повествование Сыма Цяня от описания исторических закономерностей? Тем, что повествование включает в себя и историческую закономерность, и ее опровержение.

Последнюю "Александрию" Европы сочинил Ла Кальпренед в 1645 г. Это была странная "Александрия": великий честолюбец искал в ней не славу и власть, а всего лишь добивался любви женщины. Ему больше не нужен был иной мир, и даже Персия была ему не нужна.

|< Пред. 2 3 4 5 6 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]