Страница:
775 из 843
— Как это?
— Ну, например: исповедь — это не психотерапия, а прошение о помиловании, молитва — не развлечение, а работа, за которую вознаграждение выдается не сию минуту, мы — не мучители, а Эммануил — не спаситель.
У меня слегка отвисла челюсть. Я никогда не говорил ему про психотерапию. У христианских святых тоже есть сиддхи, не только у индусов. Вообще все мистические техники в разных религиях словно под копирку делали. Не «слон в темноте», не разные пути к одной вершине, а один путь. Представления о цели разные. Можно ли, идя по одной дороге, прийти в совершенно разные места?
— Вы все в мире оцениваете с точки зрения пользы или удовольствия для себя, — продолжил Хуан де ля Крус. — Чтобы обрести спасение, нужно отречься от себя.
— Вы несправедливы, — сказал я. — Я не думал о себе, когда спасал людей в Палестине, во Франции и в Риме.
Иоанн улыбнулся. «Вы несправедливы» — фраза крайне неуместная на исповеди.
— Желание успокоить свою совесть — тоже довольно эгоистично.
— Значит, не надо успокаивать свою совесть? Делай, что хочешь?
— Надо трудиться не для себя, а для Бога. Вы даже Аквината читаете для того, чтобы кормить свою гордыню.
Он был в курсе моих философских упражнений. Ну конечно! Белозерский!
— Мне бросить?
— Почему же? Просто постарайтесь этим не гордиться.
Я помолчал, покусал губы, потом сказал:
— Отец Иоанн, мне кажется, что все бесполезно. Я повторяю слова, которые ничего для меня не значат.
|< Пред. 773 774 775 776 777 След. >|