Страница:
12 из 20
Тут же тянется непрерывным звоном ля третьей октавы, перемешиваются другие тона, едва различимыеи явственно слышимые.
- Полиметаллическая руда, - говорит Гарай. - Железо, кобальт... Каждый металл поет по-своему.
Хочу послушать еще, но он протягивает другой кусок:
- Медь...
В трубке преобладает фа третьей октавы.
- Почему? - спрашиваю.
- Сядем, - говорит Генрих Артемьевич.
Протягиваю ему трубку.
- Пока оставьте, - отводит он мою руку.
Секунду медлит, я жду объяснений.
- Звучание металла в породе? - говорит он. - Это неново: то же, что в биологии звучание мышц при напряжении. Слышали об этом?
Не слышал, но я молчу.
Гарай продолжает:
- Принцип надо было обнаружить в горной породе и объяснить. Если бы это сделал не я, обязательно сделал бы кто-то другой. Поначалу я думал так же, как все: шум в ушах от циркуляции крови. Однако изменение тональности в разных местах, в разных пещерах навело меня на мысль, что звучание идет не только от шума крови и утомления мышц. Кстати, вы не ответили, слышите вы звучание мышц или нет. Поставьте опыт, - он взял из моих рук трубку, - зажмите пальцами уши. Поглубже. - Зажимаю так, как он советует, слышу гул в голове. - Упритесь локтем хотя бы в эту стену, - советует Гарай. Упираюсь в скалу, гул в голове усиливается. - Ну вот, - говорит Гарай, довольный моей исполнительностью, -. это гудят от напряжения мышцы... Я слышу больше, - продолжает он. - Гамму звуков в пещерах. И сейчас слышу.
|< Пред. 10 11 12 13 14 След. >|