Пепел империй (В поисках законов истории) :: Стогоff Илья
Страница:
49 из 233
Едва появившихся интеллектуалов не на шутку занимал вопрос о том, каков же Он Бог, вера в Которого передана им предками?
Наиболее влиятельной школой этого времени были мутазиллиты. Это слово переводится как "отделившиеся". При халифе ал-Мамуне (811-833) именно точка зрения мутазиллитов была признана официальным правоверием.
Для повсеместного насаждения взглядов "отделившихся" был учрежден институт михны - буквально "испытания". Суть состояла в том, что религиозных авторитетов по одному вызывали в особые комиссии и предлагали исповедовать один из тезисов мутазиллитской доктрины.
Всего таких тезисов было пять. Первые два регламентировали ритуально-этическую сторону жизни мусульман. Третье утверждение звучало так: "Бог творит только наилучшее и не нарушает установленный Им порядок вещей". Интересно отметить: если на протяжении "Темных веков" Бог - это Тот, Кто творит чудеса, то теперь в разумно устроенном универсуме места для чудес уже нет.
Еще очевиднее рационализм мутазиллитов предстает в четвертом тезисе: "Единожды пообещав, Бог обязан (!) дать рай праведникам и ад грешникам, и ни заступничество Пророка, ни милосердие Аллаха не в силах изменить воздаяние".
В этом пункте видно, что живой, яростный и принципиально непредсказуемый Аллах Мухаммеда приобретает черты эллинского Высшего Бытия.
И наконец, пятый пункт - предмет особой гордости мутазиллитов "единобожие". Именно это положение предлагалось исповедать лицам, вызванным на заседания михны.
|< Пред. 47 48 49 50 51 След. >|