Пепел империй (В поисках законов истории) :: Стогоff Илья
Страница:
67 из 233
Теперь мы видим очень важный процесс: единая сакральная традиция разделяется на религию и естествознание. Религия, в свою очередь, распадается на мистику и религиозную философию.
В политической жизни описываемый период стал временем тотальной раздробленности. Обособление всех от всех можно наблюдать и в культурной жизни.
Множество независимых центров учености несет европейцам множество не сводимых к единству точек зрения. Историкам известны имена сотен авторов и названия тысяч произведений.
Однако параллельно с детальной разработкой каждой области знания шел и процесс систематизации накопленных знаний.
Уже в работах первого самостоятельного европейского философа Абеляра (1079-1142) можно видеть попытки обобщить ВСЕ известное человеку того времени... все, вплоть до количества ангелов, помещающихся на конце иглы.
Этот процесс достиг апогея в творчестве св. Фомы Аквинского (1225-1276). Две его основные работы назывались "Сумма теологии" и "Сумма против язычников". Св. Фома действительно СУММИРОВАЛ то, что европейская культура могла сказать о Боге... о человеке... о мире.
Не случайно именно взгляды св. Фомы были признаны церковью "философией на все времена".
Философы средневековья не были чудаками не от мира сего. И доминиканский монах св. Фома, и францисканец св. Бонавентура не просто размышляли о Боге - они слагали Ему прекрасные гимны, до сих пор используемые в католических богослужениях.
|< Пред. 65 66 67 68 69 След. >|