Журнал Компьютерра -721 :: Компьютерра
Страница:
130 из 219
В
произведениях Ювенала речь шла о
блудливой жене, изменяющей мужу с кем
попало, включая приставленных мужем
охранников, - чтобы таким образом купить
их благосклонность и молчание. Как и
любое сатирическое иносказание, эта
картина допускает самое широкое
толкование, включая деятельность
государства и правосудия.
Несколькими
веками раньше ту же проблему, но в куда
более конкретной форме, ставил Платон в
одной из наиболее знаменитых своих
работ, "Государство". В утопическом
"совершенном обществе" Платона основу
государства составляют три сословия -
трудящихся, воинов и стражей,
осуществляющих политическое руководство.
На неизбежный вопрос "кто защитит
общество от стражей?" ответ Платона
таков: "Они же сами и будут защищать".
Ибо членам этого сословия будет привита
"благородная ложь", согласно которой они
- элита общества, превосходящая всех
остальных в своих качествах и потому
единственно способная поддерживать
справедливость и порядок. Такая
ответственность, по мнению Платона,
разовьет у стражей естественное
отвращение к привилегиям и
злоупотреблениям властью.
Осуществимость
этих идей на практике вызывала
серьезнейшие сомнения еще во времена
Платона. Однако за прошедшие века к ним
неоднократно возвращались в попытках
решить неразрешимую задачу: у кого - во
имя справедливости - должна находиться
самая главная власть.
|< Пред. 128 129 130 131 132 След. >|