Журнал Компьютерра - 1-2 от 16 января 2007 года :: Компьютерра
Страница:
153 из 158
Что вообще такое «авторское право»? Как это понятие появилось и как оно менялось со времён Статута Анны (1710), первого закона о копирайте, регулировавшего издательскую деятельность (и только её)? Почему срок действия авторского права всегда ограничен? Кто выигрывает и кто проигрывает от того, что множество книг, фильмов и музыкальных произведений, потерявших ценность для рыночного мэйнстрима и потому не переиздававшихся десятки лет, недоступны для публики из-за охраны их копирайтом? Какие возможности для творчества дают нам современные технологии и как их отбирает у нас закон? Какие угрозы культуре может нанести концентрация авторских прав в руках нескольких крупнейших медиакомпаний? И множество, множество других вопросов, лежащих в совершенно иной плоскости, нежели «борьба с пиратством».
Лессиг пишет о культуре. О свободной культуре, которая до недавнего времени не регулировалась государством и которая оказалась под угрозой после появления Интернета. Возможности современных информационных технологий совершенно не вписываются в отлаженные бизнес-модели медиаиндустрии, и индустрия пытается отнять эти возможности, чтобы сохранить себя. Закон является её инструментом. Практически любое действие с цифровой информацией включает в себя её копирование, поэтому оно регулируется копирайтными законодательством, что беспрецедентно расширяет область его действия. Будучи юристом, Лессиг верен закону, но он помнит о том, что закон должен приносить пользу обществу и соответствовать реалиям сегодняшнего дня.
Лессиг пишет о свободном творчестве, которое не может существовать, если для любого использования любого произведения требуется получать разрешение от автора. Подобная «разрешительная культура» во многих случаях равносильна культурному вакууму, отсутствию той среды, из которой может черпать вдохновение творец нового. Это путь к застою, путь в никуда.
|< Пред. 151 152 153 154 155 След. >|