Страница:
111 из 126
Обращаясь к своему ученику фиванцу Кебету, Сократ говорит:
"Сокровенное учение гласит, что мы, люди, находимся как бы под стражей и что не следует ни избавляться отнее своими силами, ни бежать, - величественное, на мой взгляд, учение и очень глубокое. И вот еще что, Кебет, хорошо сказано, по-моему: о нас пекутся и заботятся боги, и потому мы, люди, - часть божественного достояния. Согласен ты с этим или нет?
- Согласен, - отвечал Кебет.
- Но если кто-нибудь из тебе принадлежащих убил себя, не спросившись предварительно, угодна ли его смерть тебе, ты бы, верно, разгневался и наказал бы его, будь это в твоей власти?
- Непременно! - воскликнул Кебет.
- А тогда, пожалуй, совсем не бессмысленно, что
бы человек не лишал себя жизни, пока бог каким
нибудь образом его к этому не принудит [курсив мой
- Г.Ч.], вроде как, например,.сегодня - меня".
В "Законах" Платон излагает уже собственное суждение по этому вопросу куда более категоричное:
"А как покарать того, кто убивает, как говорится, лучшего друга из всех людей, - то есть самого себя? Я имею в виду самоубийцу, насильственно лишающего себя назначенной ему доли жизни, да не по по- велению закона и не под принуждением какого-либо злого и неизбежного несчастья, обрушившегося на него, не из-за невыносимого бремени стыда, а накладывающего на себя неправедную кару исключительно от малодушия или праздности...
|< Пред. 109 110 111 112 113 След. >|