Страница:
461 из 482
— Есть ли в этом замке хотя бы один зал, не украшенный изображением господним? — изумлялись те путешественники, чья знатность позволяла им попасть внутрь Влахерна. — Там был Пантократор, здесь — младенец Иисус, нежно прильнувший к груди Богоматери!.. Ах! — И слова замирали у них на устах, ибо входили чужеземцы в Хрисотриклинион — Тронный зал.
Ничего пышнее и роскошнее не приходилось видеть ни одному европейцу — ни даже азиату, который не должен был вроде бы удивляться обилию дорогого металла. Стены зала были выложены золотом, отделаны золотом, обрамлены золотом! Хрисотриклинион казался прибежищем небожителей, неким обиталищем праведников.
И вздрагивали чужеземцы, ловя на себе бесстрастные взгляды византийских властителей, чьи мозаичные портреты украшали стены. Василевсы-победители, василевсы в славе, василевсы-воители за дело святой Церкви, василевсы, одолевающие рыкающих львов, смотрели на пришельцев, и те чувствовали себя ничтожными муравьями и боялись даже подумать о том, чтобы встретиться лицом к лицу с живым василевсом — воплощением бога на земле.
А потом они видели трон — из чистого золота, разумеется. И им говорили, что на нем восседает иногда император, облаченный точно так же, как те его предшественники, что изображены на стенах зала. А рядом с троном василевса стоял еще один, предназначенный для василиссы — супруги владетеля Византии.
|< Пред. 459 460 461 462 463 След. >|