Страница:
16 из 1145
Имеются в виду, конечно, произведения античных поэтов,
описывавших «пылающих страстью богов, обесчещенных девушек, похищенных юношей»;
такая поэзия «опасна для мужчин и зловредна для женщин и девушек». Однако Анна,
несмотря на запрет родителей, тайно обучалась грамматике и поэзии у евнуха из
дворцовых слуг, а после замужества продолжала свои занятия уже открыто [27] .
Не будем гадать о том, какую позицию занимала Анна в многочисленных
дворцовых интригах, на которые она глухо намекает в «Алексиаде», и как
отражались на ней отношения отца с матерью, далеко не идеальные, судя по
сообщениям Никиты Хониата и Зонары [28] . В
изображении писательницы Алексей и Ирина были любящими супругами, а сама она
преданной дочерью.
О себе Анна сообщает мало, в «Алексиаде» она скорее заинтересованный
рассказчик, чем действующее лицо. Только в двух случаях она принимает активное
участие в событиях. В 1105 г. она вместе с сестрами тайно вышла из дворца,
чтобы посмотреть на позорную казнь заговорщиков Анемадов. Оказавшись не в
силах вынести страшное зрелище, Анна просит мать заступиться за заговорщиков
перед Алексеем (XII, 6, стр. 332—333). Вторично Анна появляется на страницах
«Алексиады» уже зрелой 35-летней женщиной, когда она у ложа умирающего отца
облегчает его последние страдания и утешает скорбящую мать (XV, 11, стр. 426 и
сл.).
Смерть отца стала переломным моментом в судьбе Анны. Драматические события
начались уже у постели умирающего императора.
|< Пред. 14 15 16 17 18 След. >|