Алексиада   ::   Комнина Анна

Страница: 19 из 1145

Примечателен

сам по себе факт обращения к Анне одного из известнейших ученых того времени и

то, что заточенная в монастырь принцесса, по мнению Цеца, может оказать ему

покровительство.

Важные сведения об этой поре жизни Анны узнаем мы из монодии Торника:

удалившаяся в монастырь принцесса приняла монашество только накануне смерти [37] . Но что самое интересное: вокруг Анны

сгруппировался кружок философов, занятия которых она направляла и, возможно,

оплачивала. По ее инициативе ученые — а среди них и знаменитый Михаил Эфесский

— комментировали труды Аристотеля. Сама Анна тоже усердно занималась философией

и историей, а отдыхая, «плакала над трагедиями и смеялась над комедиями» [38] .

Рисует Торник и внешность Анны. Портрет этот, конечно, стилизован, но в нем

есть и живые детали: отливающие синевой глаза, твердый и в то же время живой

взор, изогнутые, как лук, брови, прямой, слегка загибающийся внизу нос, розовые

ланиты, подобные лепесткам розы губы, лицо круглое, {17} фигура, напоминающая лиру или кифару. Описание выдержано в выспренних тонах,

характерных для риторики того времени, и нет никакой гарантии, что за всем этим

не скрывается розовощекая старушка с крючковатым носом.

Сама Анна непрерывно жалуется на свою участь изгнанницы, говорит о «нелепом

положении», в котором она оказалась по воле властителей, когда «видеть ее никто

не может, а ненавидят многие» (XIV, 7, стр. 393), глухо упоминает о ненависти,

которую она навлекла на себя своей любовью к отцу (XV, 3, стр. 405).

Дата смерти Анны неизвестна.

|< Пред. 17 18 19 20 21 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]