Страница:
41 из 1145
По принципу энкомия, начиная с «Жизнеописания Василия» Константина
VII, писались и историографические произведения [65] . Вводит энкомий в свое сочинение предшественник Анны
Михаил Атталиат (см. прим. 350). Анна сознательно и полемически
противопоставляет себя этой традиции и тем не менее явно заимствует методы
энкомия в своей истории. Тщетно стали бы мы искать на страницах «Алексиады»
хотя бы один случай, когда Анна порицает отца. В ее представлении Алексей —
великий полководец, государственный муж, средоточие всех добродетелей, ученый,
апостол христианской веры, любящий супруг и т. п. Все действия
Алек- {31} сея, даже когда он терпит неудачи, — образец
мудрости, предусмотрительности и мужества. Немало жестоких и отвратительных
деяний Алексея (например, казнь богомила Василия) выдаются Анной за похвальные
и богоугодные. Но хуже другое: Анна замалчивает многое из того, что ей
безусловно было известно, но могло бы бросить тень на отца. Даже в краткой
хронике Зонары можно обнаружить отдельные факты, отсутствующие в «Алексиаде»,
причем как раз те, которые невыгодны для позиции писательницы [66] .
Итак, признавая «Алексиаду» в целом достаточно надежным источником,
современный исследователь, однако, не вправе во всех случаях доверять Анне,
особенно если речь идет о внутренней истории соседних с Византией государств и
об оценке деятельности Алексея I Комнина.
|< Пред. 39 40 41 42 43 След. >|