Страница:
326 из 358
Эти движения принято называть предреформаторскими, поскольку они исповедовали идею индивидуального, непосредственного общения с Богом, хотя в остальных отношениях отличались от упомянутых сект.
Итак, представляется вполне естественным, что наш автор, пройдя стадию религиозного опыта, стремится сохранить свою христианскую позицию и обращается к Святому Духу, как будто положение может спасти идея того, что источником переживаний был Святой Дух. Таким образом, он мог интегрировать свои переживания, превратив их в сознательную точку зрения.
На эмоциональном уровне автор хватается за эту мысль как за спасительную соломинку. Вначале в описании Святого Духа он обращается к трем видам крещения: водой, кровью и огнем. Затем он описывает семь способов воздействия Святого Духа на материю. Далее в тексте прослеживается любопытное изменение: Святой Дух превращается в некую алхимическую энергию, обеспечивающую варку, очистку, промывание и облагораживание химического вещества. Святой Дух рассматривается здесь как энергия, наподобие огня и электричества, способных воздействовать на материю. Идея духа теперь возвращается к своей исходной, архетипической форме, к мане.
Из сравнительной истории религии известно, что одной из древнейших концепций Божественного начала во многих первобытных религиях является концепция маны, raulungu, идея божественной силы, которую многие этнологи сравнивали с мистической разновидностью электричества. Она напоминает божественную энергию, которая проникает во все предметы и поражает некоторых людей.
|< Пред. 324 325 326 327 328 След. >|