Алхимия   ::   фон Франц Мария Луиза

Страница: 348 из 358



Процесс формирования внутренней опоры можно описать и более пессимистически, но тем не менее от него нельзя отнять один положительный аспект: индивид столько выстрадал и так глубоко погрузился в свою внутреннюю преисподнюю, что, слава богу, дальше некуда отступать, и это придает ему чувство уверенности. Если индивид достигает пределов ада, значит дальше падать некуда. Существуют люди, которые всю свою жизнь боятся сойти с ума. Они доживают до сорока лет и с ума не сходят. Вероятно, теперь безумие им не угрожает. Но нам приходится соглашаться с ними. Если они, прогнозируя безумие, не сходят с ума, значит они сформировали внутреннюю опору, на которой можно воздвигнуть дом мудрости. В тексте сказано, что построенный на камне дом мудрости непоколебим во веки веков. Построение такого дома — цель аналитической работы.

Здесь может возникнуть вопрос, не приводит ли описанный процесс к формированию ригидности и потере восприимчивости? На этот вопрос следует дать отрицательный ответ, потому что из такого камня (внутренней опоры) течет вода жизни. Это тот камень, из которого Моисей своим жезлом добыл воду жизни. Таким образом, этот камень одновременно является родником, а следовательно, и весьма текучей средой, т. е. противоположностью ригидности и жесткости.

Из сказанного следует, что камень олицетворяет и гибкость, и непоколебимость. Поэтому доктор Юнг говорит, что процесс индивидуации, протекающий на бессознательном уровне, формирует в индивиде бессердечие и непреклонность по отношению к окружающим. Но если же процесс индивидуации носит сознательный характер, тогда он приводит к формированию философского камня, т. е.

|< Пред. 346 347 348 349 350 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]