Страница:
9 из 31
Что же касается тех лиц, которые не могут оправдать свое незнание тем, что они журналисты, а не ученые, и в то же время осмеливаются утверждать, что я в своей книге объявляю всех анархистов эпилептиками, я отвечу им следующее: их отзывы наводят меня на печальное размышление о том, как низко упала наука в Италии, если ученые, которые должны дать отзыв о популярной книге в несколько страниц, усматривают в ней как раз обратное тому, что там говорится! Чего же мы должны ждать от людей, так грубо ошибающихся в столь простом случае, если им в руки попадется вопрос более сложный?
Ч. Ломброзо. Турин, 4 сентября 1894 г
Глава I. ПОЗИЦИЯ И ПРИЧИНЫ АНАРХИИ
В то время как государственный механизм все более и более дифференцируется, появление такой теории, как анархизм, теории, которая призывает к возвращению в первобытное состояние, ко временам до появления раter familias*, - можно почесть только огромным шагом назад.
Однако как во всякой сказке есть доля правды, так и всякая теория, как бы нелепа она ни была, раз она имеет многочисленных последователей, должна содержать в себе элемент справедливости. Сама по себе мысль о возвращении в первобытное состояние не должна отталкивать нас от этой теории, потому что только "Само воплощенное тщеславие может утверждать, будто наши культурные стремления непременно всегда представляют шаг вперед. Наоборот, наш прогресс не может быть выражен постоянной вое-входящей кривой, а скорее зигзагообразной линией, которая часто бывает направлена как раз в противоположную сторону, и (вспомним "multa renascentur quae jam cecidert"**) поэтому поворот назад не всегда означает регресс. Возьмем хотя бы развод: гТо ведь до известной степени есть возвращение к доисторическим обычаям. Или гипнотические теории, которые выдвигают ?новь вопрос о многих пророчествах и чудесах, отнесенных нами к детским вымыслам древнего мира.
_________________
* Отец семейств (лат.). - Здесь в значении "патриархат".
** Многое способно в�
|< Пред. 7 8 9 10 11 След. >|