Античная философия истории   ::   Лосев Алексей

Страница: 277 из 281

Но эта односторонняя опора на природу, обоснованная двумя первыми социально-экономическими формациями, через которые проходила античность, глубоко снижает специфику законов исторического развития, поскольку ни личность, ни общество ни в каком случае для нас не сводимы к природным отношениям. Здесь получался весьма вялый и созерцательный материализм, не способный призывать к переделыванию действительности и потому часто граничивший с общеизвестными односторонностями абстрактного идеализма. А что эта обобщенная и даже предельная астрономичность классической философии истории нисколько не мешала в древней Греции весьма напряженному и весьма активному развитию исторических событий, об этом мы уже сказали.

Такая судьба античной философии истории для нас может быть только глубоко поучительной и притом в смысле понимания борьбы материализма и идеализма в один из самых интересных периодов всемирно-исторического развития человека.

БИБЛИОГРАФИЯ

Труды основоположников марксизма-ленинизма

Маркс К. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура. - В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 40, с. 147 - 233.

Маркс К. Тетради по эпикурейской философии. - Там же, с. 21 - 140.

Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству. М., Госполитиздат, 1940.

Энгельс Ф. Диалектика природы. - В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 339 - 626.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - В кн.: Маркс К., Энгельс Ф., т. 21 с. 23 - 178.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. - В кн.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 7 - 384.

|< Пред. 275 276 277 278 279 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]