Страница:
39 из 227
Касида продолжала существовать, собственно говоря, она существует и поныне, но лишь как скучное упражнение для филологов.
Первые шаги к освобождению были сделаны в утонченной атмосфере Мекки. Возможно, что вдохновение первоначально черпалось у персидских и, может быть, греческих певцов, которые собрались там, чтобы служить богатой аристократии. Как бы то ни было, любов-{34}ная лирика развилась в самостоятельное стихотворение именно из насиба — любовного зачина касиды. Наиболее ярким представителем любовной лирики и самым выдающимся поэтом эпохи Омейядов был курайшит 'Умар ибн Абу Раби'а (ум. ок. 712 г.) — "Дон Жуан Мекки, Овидий Аравии и Востока". Его стихотворения, дышащие нежностью, столь же далекие от примитивной страсти Имру' ал-Кайса, как и от тепличной чувственности последующей эпохи, написаны скромным, простым языком. Аскеты были оскорблены, и поэт поплатился за свою опрометчивость неоднократным изгнанием, но современников, как и потомков, пленяли юношеская веселость, свежесть и галантность стихов 'Умара.
О муки тяжко раненного сердца! О глаза, что поразили
меня безумием!
Мягко двигалась она в спокойной красоте, как движется
ветвь от легкого дуновения ветерка на заре.
Она ослепила мои глаза, что глядели на нее, пока все
передо мной не затуманилось и не смешалось.
Никогда я ее не искал и никогда она меня не искала;
предопределены были и любовь, и час, и свидание.
Точно так же другие элементы касиды развились в пиршественные, охотничьи песни и т. п.
|< Пред. 37 38 39 40 41 След. >|