Страница:
38 из 174
Даже терпимость Экзюпери, столь привлекательную в плане личных
отношений, труднее понять, когда писатель распространяет ее на категории более
широкие: «К чему спорить об идеологиях? Любую из них можно подкрепить
доказательствами, и все они противоречат друг другу, и от этих споров только
теряешь всякуюнадежду на спасение людей».
О каких идеологиях идет здесь речь? Правомерно ли распространять такое
безразлично-снисходительное отношение, скажем, на идеологию фашизма? Конечно
нет — и это не только наш ответ, но и ответ самого Экзюпери, который,
столкнувшись с фашизмом, что называется, лицом к лицу, без малейших колебаний
стал его решительным противником. Не помогли никакие попытки многих официальных
и полуофициальных лиц, начиная с будущего фактического гаулейтера оккупированной
Франции Отто Абеца, усиленно старавшихся использовать поездку Сент-Экзюпери в
Германию, чтобы создать у него положительное впечатление от гитлеризма.
Ничего фашистского, начиная от антисемитизма, как и расовой нетерпимости
вообще, и кончая пресловутым «порядком ради порядка», писатель не приемлет с
первого взгляда и навсегда. «В мире, где воцарился бы Гитлер, для меня нет
места», — решительно заявляет он.
А позднее — в «Письме к генералу Икс», не опубликованном на русском
языке, но приведенном в выдержках в комментариях к однотомнику Р.
Грачевым, — Экзюпери бросает фашизму горячие слова обвинения: «В нацизме я
ненавижу тоталитаризм, к которому он стремится по самой своей природе... А
будущих Ван-Гогов, будущих Сезаннов, одаренных людей, не выносящих
приспособленчества, запирают ненадежнее в концлагере, чтобы кормить олеографиями
покорное стадо...
|< Пред. 36 37 38 39 40 След. >|