Бог и обратная связь в сетевой парадигме Грегори Бейтсона   ::   Пигалев Александр Иванович

Страница: 27 из 29

своими и чужими, либо, в несколько ином срезе, дружественными и враждебными).

В условиях высокой интенсивности обратной связи человек, вызывая системные отклики своими асистемными действиями, фактически способен порождать, уничтожать и подчинять себе некоторых богов . Однако, он делает это бессознательно , тогда как все сознательные усилия в этом направлении совершенно тщетны. Лишь после констатации того, что боги зависимы от человека, пусть и через посредство его бессознательного, возможно и понимание религиозного фона культуры, в частности, культуры европейской. Для Бейтсона важно, прежде всего, выявить и подчеркнуть социокультурные и эпистемологические следствия теизма , господство которого он не без оснований связывает с особенностями культуры модерна.

Бейтсон пишет: «Если Вы помещаете Бога вовне, ставите его лицом к лицу с его творением и если при этом у вас есть идея, что вы созданы по его образу и подобию, то вы естественно и логично станете видеть себя вне и против окружающих вещей. Если же вы самонадеянно приписываете весь разум самому себе, вы станете видеть окружающий мир как неразумный и, следовательно, не заслуживающий моральных или этических оценок. Окружающая среда станет казаться предназначенной для эксплуатации. Вашей единицей выживания станете вы сами, ваш народ или ваши сородичи, противопоставленные окружению других социальных единиц, других рас, зверей и овощей» [29] .

В сущности, Бейтсон приходит к тем же выводам, что и М.

|< Пред. 25 26 27 28 29 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]