Страница:
13 из 63
Следующая казнь, объяснимая с точки зрения санторинской гипотезы, - тьма египетская, "Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей Земле Египетской три дня"(Исх.,10;22). Тьма египетская также может быть следствием затемнения, начавшегося после выноса вулканической пыли в верхние слои атмосферы. Представление о боге, "шествующем в столпе облачном" и в "столпе огненном", возможно, навеяно рассказами о вулканических выбросах, об огненном и пылевом столбах, поднимающихся над вулканом. Цунами, обрушившееся на острова и побережье Средиземного моря после извержения вулкана, могут объяснить рассказ об отступлении вод и последующем затоплении войск фараона. Предполагают, что ряд казней, которые описывает Иоанн Богослов, взят непосредственно из ветхозаветного текста. В "Откровении" тоже идет речь об "отравлении вод", о "превращении вод в кровь". И в "Исходе" и в "Откровениях" говорится о "язвах", о "граде, смешанном с огнем". Может показаться, что Иоанн Богослов лишь позаимствовал известные ветхозаветные бедствия, но, возможно, такая точка зрения неверна. Рассмотрим следующий библейский рассказ, на который опирался Иоанн Богослов, - легенду о гибели Содома и Гоморры.
Гибель Содома и Гоморы
Ветхозаветный Бог - это Бог грозный. Он карает людей по разным поводам. За нечестивость, за то, что они строят башню, которая может достать до неба, за то, что они "развратились", египтян - за то, что они не выпускают "богоизбранный народ", и т.д. Люди Ветхого завета - это существа изначально греховные. И Бог заставляет людей подчиняться единственно из страха.
|< Пред. 11 12 13 14 15 След. >|