Будет ли конец Света   ::   Барашков Александр

Страница: 50 из 63

Не воспоминание ли это о киммерийском Доне-Ахеронте, ставшем морским проливом, легенды о котором праславяне могли воспринять от скифов-кочевников, а те - от своих предшественников киммерийцев? Приведем одну более позднюю песню, которая может служить подтверждением нашей гипотезы:

Не ковыль в поле травушка шатается Шатался, завалялся добрый молодец, Пришатнулся, примотнулся к тихому Дону, Вскрикнул добрый молодец громким голосом своим: - Кто тут есть на море перевозчиком, Перевезите меня на ту сторону! Перевезите, мои братцы, схороните меня, Схороните меня братцы, промеж трех дорог: Промеж Тульской, Петербургской, промеж Киевской. В головах моих поставьте животворящий креет, В ногах моих поставьте ворона коня, В правую руку дайте саблю вострую.

(Собрание народных песен П.В. Киреевского)

Три дороги, которые упоминаются в песне, это, видимо, поздняя переработка легенды о трех реках: Ахеронте, Прифлегетоне и Стиксе. Здесь надо вспомнить и камень, который в русских сказках и песнях находится на пересечении трех дорог или у огненной речки Смородины, за которой также лежит царство мертвых. "Ничего то вы горы не породили, породили один бел горюч камень, из-под камушка течет, течет речка быстрая, по прозванью речка; речка-то Смородинка." Возможно, этот камень, нередко называемый "бел горюч камнем Алатырем", и есть скала, упоминаемая Гомером и Аполлонием Родосским, у которой стекались реки Аида? Перевозчик же, перевозящий добра молодца, это, очевидно, старец Харон. Образ этого перевозчика встречается и в сказке "Марко Богатый и Василий Бесчастный". Само имя богатого купца однозначно указывает на место действия этой сказки. Марко - венецианское имя, венецианцы в средние века торговали в Крыму и на Кавказе, строили там города и крепости.

|< Пред. 48 49 50 51 52 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]