Царство духа и царство кесаря :: Бердяев Николай
Страница:
98 из 162
Мы должны сохранить веру, что после периода погружения в материальную сторону жизни и торжества материализманачнется период более очищенный и направленный к духовности. Духовность прошлого была иногда слишком прикреплена к материальной жизни, которая почиталась освященной органической жизнью, как бы сотворенной Богом и неизменной. Ныне дух отрывается от этой связанности с органической плотью жизни. Свобода основана не не природе (естественное право), а на духе. Это период мучительный и трудный, в котором радость жизни ослабевает. Свобода есть главный источник трагизма жизни. Жизнь в божественной необходимости была бы бестрагична. Это трагизм свободы должен быть принят человеком. Он не имеет права облегчать себя. Легкого решения проблемы свободы не существует. Два великих принципа жизни - свобода и любовь могут вступить в конфликт. Свобода может быть ограничена любовью, любовь ограничена свободой.
И это не всегда бывает гармонично. В жизни же социальной происходит столкновение менее чистых принципов. Свобода ограничивается не любовью, а экономикой, которая делается всевластной. Иногда это называется требованием справедливости, но не всегда это можно так назвать. Достижение же монизма можно мыслить лишь эсхатологически.
Глава VII
КОММЮНОТАРНОСТЬ,
КОЛЛЕКТИВИЗМ
И СОБОРНОСТЬ
Слово коллективизм очень часто употребляют, не давая себе и другим отчета в том, что это значит.
Обыкновенно коллективизм понимают, как противоположение индивидуализму.
|< Пред. 96 97 98 99 100 След. >|