Человек для себя   ::   Фромм Эрих

Страница: 46 из 63

Нормальное же развитие сформирует зрелый, независимый, плодотворный характер, способный к любви и труду; следовательно, в конечном счете, по Фрейду, здоровье и добродетель -- одно и то же.

Но эта связь между характером и этикой не выявлена открыто. Она должна была остаться непроясненной отчасти из-за противоречия между релятивизмом Фрейда и скрытым признанием гуманистических этических ценностей, и отчасти потому, что, имея, в основном, дело с невротическим характером, Фрейд уделял мало внимания анализу и описанию генитального и зрелого характера.

В следующей главе, после обзора "человеческой ситуации" и ее значения для развития характера, дается детальный анализ эквивалента генитального характера -- "плодотворной ориентации".

ГЛАВА III

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ХАРАКТЕР

Что я -- человек,

эту долю я делю с другими людьми.

Что я вижу, и слышу,

и ем, и пью -

так это же делают и все животные.

Но то, что есмь я -- это только мое

и принадлежит мне

и никому другому,

ни другому человеку,

ни ангелу, ни Богу.

Наедине с Ним -

я только то, что есмь я.

Мейстер Экхарт

Фрагменты

1. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

В одном индивиде представлен весь род человеческий. Он -- единственный особенный образец человеческого рода. Он -- это "он" и он -- это "все"; он -- индивид со своими особенностями и в этом смысле уникален; и в то же время он носитель всех характерных свойств человеческого рода.

|< Пред. 44 45 46 47 48 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]