Человек - венец эволюции? :: вопроса Знак
Страница:
64 из 84
В самом деле, обязанность каждого живущего (так считает народная мудрость) «посадить дерево» (сад),«выстроить дом» (создать брачный союз), «воспитать сына» (детей) – что это, как не «самостоянье человека» (слова Пушкина)?.. И напротив, в самом словосочетании «общественная собственность» (противоестественном, если опять-таки вспомнить Даля: «Собственность – именье и всякая вещь как личное (!) достоянье») очевиден приоритет чего-то внечеловеческого над конкретным человеком.
«Мое» немыслимо без осознания своего "я". Мой – дом, мой – скот, моя – земля, мое – "я". Эту прямую связь материального с духовным археологи уверенно отмечают с того момента, когда наши далекие предки уже не бросают умершего сородича, а зарывают в землю (сжигают на костре…) – обычно вместе с какой-то принадлежавшей тому утварью. Индивид приобретает значимость. Его уход из жизни уже замечен. Кстати, когда не было нужды в людоедстве, огнеземельцы – современники Дарвина уже погребали или кремировали трупы. То есть и там, на краю земли, очевидна железная поступь истории, хоть и чрезвычайно медленная.
«Мое» началось не только с захвата части того, что произведено обществом (бывает и так), но прежде всего с выделения личной доли труда. Коллектив вынужден согласиться на такое нарушение «священной» уравниловки. Лучше доедать за умелым удачливым охотником, чем голодать. Появляется личная заинтересованность этого охотника (собирателя, пахаря, рыболова) – и вот мы уже на пути к личности.
Правда, далек еще этот путь.
|< Пред. 62 63 64 65 66 След. >|